Рекомендации родителям

Не оставляйте детей  без присмотра!!!

За последние  месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.

     Обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

   Наша школа в очередной раз напоминает о недопустимости оставления малолетних детей одних без присмотра! Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.

     Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни  или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

Уважаемые родители!

     Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии.

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

Что такое СОП и НГЗ

Что такое социально опасное положение (СОП).

Дети признаются находящимися в социально опасном положении в семье, где родители (или иные законные представители несовершеннолетних) не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

По каким причинам несовершеннолетние могут быть признаны в СОП:

* если родители (другие законные представители):

-своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития;

- не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии,

- не заботятся о материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе ребенка,

- проявляют к нему безразличие,

- уклоняются от уплаты алиментов и др.

(отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью),

- оставляют ребенка без пищи, тепла, присмотра,

- изгоняют ребенка из дома;

-принуждают ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным      играм, вовлекают ребёнка в преступную деятельность;

- незаконно расходуют имущество, принадлежащее ребенку;

- запрещают ребенку посещать учреждение образования;

- отрицательно влияют на его поведение (приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;

- аморальный образ жизни родителей (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.);

- жестоко обращаются с несовершеннолетними в семье – физическое, сексуальное насилие, открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;

 * если несовершеннолетний:

- совершает правонарушения и иные антиобщественные действия – рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, бродяжничество; состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

         На несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, составляется индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения несовершеннолетнего.

         Если проводимая работа с семьей не приводит к положительным результатам и дальнейшее пребывание несовершеннолетнего в семье отрицательно скажется на его развитии и здоровье, ребенок признается нуждающимся в государственной защите (НГЗ), отбирается у родителей и помещается для реабилитации в социально - педагогический центр.

Нуждающимися в государственной защите и отобранными у родителей могут быть дети:

*из семей категории СОП, с которыми проводилась работа, но оказалась безрезультатной;

*есть угроза жизни и здоровью ребенка;

*в доме следы скандала, драки. У ребёнка свежие телесные повреждения (есть основания считать, что ссора произошла между взрослыми членами семьи, но пострадал и ребёнок);

*ребёнок (дети) подвергается жестокому обращению, насилию (физическому, сексуальному, психическому);

*ребенок (дети) дома с родителями и в состоянии алкогольного (другого опьянения), есть основания считать, что именно родители вовлекли ребенка в употребление психоактивных веществ;

*ребёнок (дети) сам просит защиты;

*дети, убежавшие из дома и находящиеся без присмотра взрослых; *родители в состоянии крайнего опьянения (алкогольного, наркотического ли др.), а возраст ребёнка не позволяет самому о себе позаботиться, (инвалидность, болезнь, нет продуктов питания);

*ребёнок (дети) дома один, (возраст не позволяет самому о себе позаботиться, инвалидность, болезнь, нет продуктов питания);

*в доме грязно, дети не ухожены, отсутствует соответствующее питание для детей;

*грубое нарушение пожарных норм.

 В данной ситуации ребенок отбирается у родителей. С семьей проводится работа по устранению причин, послуживших отобранию несовершеннолетнего. Если причины устранены, ребенок возвращается в семью, если нет - решается вопрос о лишении родителей родительских прав.

      По всем вопросам работы с семьей можно обращаться в социально-педагогический центр Столинского района по телефону 63071

САЙТ Социально-педагогический центр Столинского района

САЙТ Отдел по образованию Столинского райисполкома

свернуть

Ответственность родителей (законных представителей) за противоправное поведение несовершеннолетних

По общему правилу, ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, несут его законные представители (родители, попечители, опекуны). В большинстве случаев неправомерное поведение детей является следствием неправильного их воспитания и отсутствия необходимого надзора. Именно ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей, которое в последующем приводит к причинению ребенком вреда третьему лицу, является основанием привлечения к ответственности в первую очередь родителей либо иных законных представителей несовершеннолетнего.

Обязанности и ответственность родителей в воспитании детей, заботе об их здоровье, развитии и обучении закреплены в следующих правовых документах:

  • Конституции Республики Беларусь (ч. 3 ст. 32);
  • Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее КоБС);
  • Кодексе об образовании;
  • Кодексе об административных правонарушениях РБ (далее КоАП);
  • Уголовном Кодексе РБ (далее УК);
  • Законе «О правах ребенка»;
  • Законе РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Законе РБ «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
  • Декрете Президента РБ №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
  • Постановлении Совета Министров РБ от 15 января 2019 года № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

В случае невыполнения родителями или лицами их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответственности.

Действующее законодательство предусматривает различные меры ответственности родителей и лиц их заменяющих: семейную, административную, гражданскую, уголовную.

Семейно-правовая ответственность:

  • Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (ст. 75 КоБС).
  • Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей (ст. 67 КоБС).Воспитание и содержание ребенка признаются  ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении. 

Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь предусматривает применение следующих статей:

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки правонарушения (ст.9.4. КоАП);
  2. За совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения (18.23. КоАП);
  3. За появление детей в общественных местах в пьяном виде, распитие ими спиртных на­питков или в связи с совершением других правонарушений (17.3. КоАП);
  4. За неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время с 23.00 до 06.00 вне жилища (17.13.КоАП). Соответствующее         правонарушение влечет  предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

С 14 ЛЕТ наступает  АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  за совершение следующих правонарушений, перечисленных в статье 4.3 КоАП, среди которых можно назвать:

  • умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1);
  • мелкое хищение (ст. 10.5);
  • умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9).
  • разжигание костров в запрещенных местах (ст. 15.58);
  • мелкое хулиганство (ст. 17.1) и др.

При совершении указанных выше правонарушений несовершеннолетнему могут назначить следующие виды НАКАЗАНИЙ:

  • предупреждение;
  • штраф (назначается в случаях, когда подросток получает заработную плату, стипендию или имеет иной доход (статья 4.6 КоАП).

Если несовершеннолетний совершил правонарушение, не записанное в статье 4.3 Кодекса об административных правонарушениях, то ответственность будут нести его законные представители по ст.9.4. КоАП «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей».

Административные наказания, которые применяются в отношении родителей несовершеннолетних – это:

  1. предупреждение.
  2. устранение причиненного вреда.
  3. денежный штраф.

В каких случаях  родители несут уголовную ответственность?

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, НО с 14 лет к уголовной ответственности можно привлечь за следующие виды преступлений: · убийство (ст.139); · причинение       смерти       по     неосторожности (ст.144); · умышленное причинение    тяжкого телесного повреждения (ст.147); · умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст.149);  · изнасилование (ст.166); · похищение        человека (ст.182); · кража (ст.205); · грабеж (ст.206); · разбой (ст.207); · вымогательство (ст.208);  · угон         автодорожного   транспортного средства        (ст.214);  · умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 218 ч.2,3); · захват      заложника (ст.291); · хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст.294); · умышленное приведение в негодность транспортного средства или   путей сообщения (ст.309); · хищение наркотических средств, психотропных веществ (ст.327);  · хулиганство (ст.339); · заведомо ложное сообщение об опасности (ст.340); · осквернение сооружений и порчу имущества (ст.341); · побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст. 413).

Если несовершеннолетний совершил правонарушение, не указанное в данном перечне, то ответственность будут нести его родители (ст.9.4КоАП).   За совершение преступлений, которые предусмотрены Уголовным кодексом, до достижения возраста с которого наступает уголовная ответственность, несовершеннолетний с 11 летнего возраста может быть направлен по решению суда в специальное учебно - или лечебно-воспитательное учреждение на срок не более 2 лет.  

Гражданско-правовая ответственность

  1. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 956 ГК).
  2. За вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет, ответственность несет сам подрос­ток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества (ст. 956 ГК).
  3. Если малолетний причинил вред в то время, когда находился под надзором организации здравоохранения, учреждения образования или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществляющего надзор на основании договора, эта организация либо лицо отвечают за вред, если не докажут, что вред возник не из-за недостатков при осуществлении надзора.

Подводя итог, хотелось бы обратиться ко всем родителям, в жизни ребенка бывают различные ситуации, иногда, в его понимании не очень справедливые, однако то, как он будет себя вести в этих ситуациях во многом зависит от его воспитания и вашего личного примера.

 

Будьте внимательны к своим детям!!!

 

свернуть

Воспитание ненасилием в семье

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример всему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

Все то от них, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за слова свои в ответе

И за дела: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

(Себастьян Брандт,

средневековый поэт)

 

     Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви доста­ется нашим самым любимым людям.

       Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от фи­зического насилия и психического давления со стороны взрос­лого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, кри­ку, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в ус­ловиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого чело­века. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораз­до больше способствует гармоничному росту и всесторонне­му развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.

       Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раз­дражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ниче­му его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

      Наказывая своего ребенка физически, родители наивно пола­гают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

      Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

— страх;

— возмущение, протест;

— обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;

— разрушение «нравственных тормозов»;

— стремление к обману, изворотливость;

— потерю способности к здравому рассуждению;

— ребенок перестает видеть границу между добром и злом,
между «можно» и «нельзя»;

— агрессивное поведение;

— снижение самооценки;

— ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

     Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает за­держку их психического и социального развития. Важно не допус­тить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ре­бенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хоро­шие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сде­лать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

     Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

 

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно приме­нить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следу­ющие рекомендации:

1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услы­шать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

  1. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
  2. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
  3. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
  4. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
  5. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
  6. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  7. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
  8. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

Желаем успехов в трудном деле воспитания детей! Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

свернуть

Рекомендации психологов для профилактики Интернет - зависимости у детей

1. Ограничьте количество времени, которое дети могут проводить в Интернете. Убедитесь, что ребенок пользуется сетью вовремя, отведенное домашнему заданию, для учебы, а не для развлечений. Вместе с ребенком составьте подробный план с указанием, на что тратится время, проводимое за компьютером. Это поможет сократить время на бездумное обновление странички одноклассников в ожидании нового сообщения, чтение новостей ради самого процесса чтения и т.д.

 2. Не ставьте компьютер в комнате ребенка. Установите компьютер в гостиной или в своей комнате – там, где вы сможете легко контролировать то, что ваш ребенок делает в интернете. С помощью современных мобильных телефонов можно подключиться к сети для общения, игр и просмотра сайтов. Неважно, с помощью какого устройства ребенок будет уходить в виртуальный мир. Важно не допустить, чтобы виртуальная реальность не стала для него домом.

 3. Выясните, что ваш ребенок любит делать в Интернете. Некоторые онлайн игры, в которых действие происходит в фантастических мирах с тысячами игроков по всему миру, действительно увлекают.

4. Не подавайте детям плохой пример. Не проводите слишком много времени у компьютера, не берите с собой за город ноутбук или планшет. Активный отдых всей семьей поможет ребенку переключиться на реальную жизнь. Займите ребенка другими вещами, настольными или спортивными играми. Найдите ему занятие по душе. Тогда Интернет станет подспорьем в учебе, вспомогательным средством поиска информации и общения, а не способом ухода от реальности и бегства от проблем.

 

свернуть