Школа Активного Гражданина

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся VIII–IX классов в ГУО "Отвержичский учебно-педагогический комплекс ясли-сад базовая школа" организовано проведение единого дня информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина», во время которого учащиеся имеют возможность обсудить актуальные события в стране и высказать своё мнение и отношение к ним.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ

«ШКОЛЫ АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» В 2020/2021 УЧЕБНОМ ГОДУ для 8-9 классов

В ходе реализации проекта в течение учебного года содержание может уточняться и расширяться с учетом актуальных текущих событий в стране и в мире.

 

Дата

проведения

Тема 

1

24.09.2020

Тема: «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность»

2

22.10.2020

«Мы за мир! Беларусь – региональная миротворческая площадка»

3

26.11.2020

«Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность»

4

17.12.2020

Вариант 1. «Я вырос здесь – и край мне этот дорог» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины»)

Вариант 2. «Я родным краем ганаруся і ведаю ‑ я не адзiн» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины»)

Вариант 3. «Марафон добрых дел: наш вклад в развитие малой родины» (2018-2020 – Годы малой Родины в Беларуси»)

5

28.01.2021

«Успеть за будущим. Цифровая экономика – национальная стратегия Республики Беларусь»

6

25.02.2021

Вариант 1. «Слава твоя бессмертна, воля несокрушима!» (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь)

Вариант 2. «Вооружённые силы моей страны: история, традиции, современность»

7

25.03.2021

«Счастье Родины – мир и свобода, нерушимы они, как гранит» (День Конституции Республики Беларусь)

8

22.04.2021

«Чернобыль: судьбы, события, память» (35 лет с момента аварии на Чернобыльской атомной электростанции)

9

20.05.2021

Вариант 1. «Есть в каждой победе твоей и моей весна сорок пятого года»

Вариант 2. «Помнить ради будущего»

Дополнительно: «Беларусь ‑ спортивная страна» (юбилейный 85-й чемпионат мира по хоккею с шайбой, 7 ‑ 23 мая)

 

 

Мероприятия проекта «Школа Активного Гражданина» для учащихся 5–7 классов

Месяц
Тематический блок
Дата проведения
Ответственный
Сентябрь
«Я»
24.09.
Классные руководители
Октябрь
«Я и Семья»
22.10.
Классные руководители
Ноябрь
«Я и Школа»
26.11.
Классные руководители
Декабрь
«Я и Малая родина»
24.12.
Классные руководители
Январь
«Я и Закон»
28.01.
Классные руководители
Февраль
«Я и Общество»
25.02.
Классные руководители
Март
«Я и Природа»
25.03.
Классные руководители
Апрель
«Я и Культура»
29.04.
Классные руководители
Май
«Я и Планета»
27.05.
Классные руководители

ШАГ "Я и общество" (5-7 кл.)

25.02.2021

«Я и Общество». Под такой темой прошел единый информационный час для учащихся 5-7 классов в рамках проекта «ШАГ». Классный руководитель Шелест С. А. провел занятие в форме диалога. В ходе беседы ребята обсудили, что каждый гражданин нашей страны, в том числе и несовершеннолетний, обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относится к окружающей среде, всем видам собственности. Говорили о том, как общество может влиять на подростка и может ли подросток повлиять на общество. Не остались без внимания и мнения ребят. Учащиеся рассуждали о том, как необходимо выглядеть в современном обществе, как себя вести,  и в то же время придерживаться правил распорядка учащихся в школе.

В конце обсуждения были подведены итоги о том, что тема актуальна, интересна и важна для учащихся. Единый день информирования прошел для 5-7 классов интересно и познавательно.  

 

 

свернуть

ШАГ «В единстве народа – сила независимого государства» (8-9 кл.)

25.02.2021

25 февраля 2021 года классным руководителем 9 класса было проведено мероприятие в рамках информационно-образовательного проекта ШАГ по теме:  «В единстве народа – сила независимого государства». Информация была представлена по следующим блокам:

-   «Народное единство – залог счастливого будущего Беларуси»;

- «Всебелорусское народное собрание – подводим итоги, планируем будущее»;

- «Вооруженные силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета» (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь)».

В целях визуализации данной информации использовалась мультимедийная презентация, подготовленная Национальным институтом образования.

Для обсуждения темы первого блока ребятам было предложено поразмышлять над вопросами, почему 2021 год так важен для Беларуси, для чего нам нужно единство, в чем проявляется единство народа, почему важно при строительстве будущего учитывать уроки прошлого.

Во втором блоке учащиеся узнали, что такое Всебелорусское народное собрание, кто может стать делегатом этого собрания, а также какие значимые решения принимались на предыдущих Всебелорусских народных собраниях. Были названы ключевые направления социальной политики Беларуси на 2021–2025 годы.

Третий блок мероприятия просветил учащихся о Вооруженных Силах Беларуси, и почему в нашей мирной стране большое внимание уделяется обеспечению высокой боеспособности армии.

свернуть

ШАГ "Я и Закон" (5-7 кл.)

28.01.2021

   28 января с учащимися 5-7 классов нашего учреждения образования был проведен информационный правовой час «Я и Закон».

   Эпиграфом к мероприятию послужили слова: «Помните, что совершая правонарушение, вы  не только нарушаете Закон, но и причиняете боль родным и близким вам  людям».

   Цель занятия: создать условия для воспитания чувства ответственности за свои поступки, правильного выбора  жизненного пути.

   Во время занятия ребята познакомились с такими понятиями, как  «шалость», «правонарушение», «проступок», «преступление». Изучая конкретные жизненные ситуации, учащиеся самостоятельно разграничивали эти понятия, делали выводы,  узнавали, какая ответственность ложится на правонарушителей и с какого возраста.

   В нашем государстве, как и в любом другом, существует  закон, по которому мы живем. Ребята в очередной раз изучали Конституцию Республики Беларусь – основной  закон  государства, а также другую учебную литературу по этой теме.

   Интерес у учащихся вызвала познавательная минутка о богине правосудия Фемиде. Ребята с удовольствием вспомнили мифологическую богиню и дополняли новые сведения о ней ранее известными.

   Был проведен тест «Мои шансы оступиться». По итоговому количеству баллов только  одному учащемуся надо призадуматься, всегда ли он совершает обдуманные поступки.

   На этапе рефлексии ребята получили каждый по солнышку, в центре написали «Я»,  вдоль каждого луча  качества, которые должны быть у человека  для того, чтобы достойно войти и жить в обществе.  Затем из этих маленьких солнышек составили одно большое Солнце.

   Каждый учащийся ушел с мероприятия с частичкой знаний по этой теме, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь.

изображение_viber_2021-01-31_11-44-55   изображение_viber_2021-01-31_11-44-57

изображение_viber_2021-01-31_11-44-55=    изображение_viber_2021-01-31_11-44-56-

изображение_viber_2021-01-31_11-45-01     изображение_viber_2021-01-31_11-44-56

изображение_viber_2021-01-31_11-44-57-     изображение_viber_2021-01-31_11-44-58

 

свернуть

ШАГ «Белорусская наука: в ногу со временем» (8-9кл.)

28.01.2021

28 января в нашем учреждении образования прошло занятие Школы Активного Гражданина.

Мероприятие было организовано в форме дискуссии  с элементами соревнования. Дискуссия проходила между учениками 8   и 9 классов. Наше занятие состояло из 3-х условных ШАГов:

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

На этом этапе участники познакомились с содержанием следующих  информационных блоков:

  1. «Белорусская наука   –    фактор    успешного   развития   молодого

суверенного государства»;

  1. «Развитие науки – важное условие достижения Целей устойчивого развития»;
  2. «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Было организовано обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

Учащиеся учились строить собственную конкурентоспособную модель научно-промышленного кластера на основе условий нашего региона

ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» - это подведение итогов мероприятия.

Обсуждение информационных блоков было организовано по следующим вопросам:

Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых?

Что вы можете рассказать о последних достижениях белорусской науки?

Как влияют научные открытия на нашу жизнь?

Беларусь – многонациональное государство, многоконфессиональная страна. Беларусь – страна равных возможностей для каждого, и в этом залог единства нашего народа. Какое, по вашему мнению, влияние на развитие нашей страны оказывает общность научных интересов белорусских исследователей?

Как вы думаете, какие знания и умения необходимы, чтобы стать ученым, совершать научные открытия?

Какие возможности для приобретения дополнительных знаний и умений предоставляют учреждения образования в нашей стране (школа, гимназия, лицей, учреждения дополнительного образования и др.)?

Продолжите фразу «Чтобы стать ученым, надо …» .

Мероприятие прошло в дружественной атмосфере. Каждый участник имел возможность высказать свои мысли по озвученным темам, задать интересующие его вопросы гостям.

Перед современной наукой стоит еще множество величайших загадок. Это проблемы, которые волнуют все человечество: на сколько можно увеличить продолжительность жизни человека? что происходит в недрах Земли? чем грозит глобальное потепление? чем человечество заменит нефть? как достичь всеобщего благосостояния, не опустошив планету? 

свернуть

ШАГ "Я і Малая радзіма" ( 5-7 кл.)

24.12.2020

У межах рэалізацыі праекта “Школа Актыўнага Грамадзяніна” 24 снежня 2020 года ў ДУА “Атвержыцкі  ВПК яслі-сад базавая школа” была праведзена класная гадзіна ў 5 – 7 класах па тэматычным блоку “Я і Малая радзіма”.

Малая радзіма … У кожнага яна адзiная, кожны мерыць яе па-свойму, але любоў да яе заўсёды сагравае сэрца любога чалавека.

Атвержычы -  самая найдаражэйшая мясціна, у самай глыбі Палесся, дзе цячэ рэчка Гарынь, стаіць родная хата, а ў ёй самыя любыя і родныя людзі.

На класнай гадзіне вучні 5-7 класаў разважалі пра значэнне Малой радзімы ў жыцці кожнага чалавека, пра свае карані, любоў да роднай зямлі, усведамленне значнасці сваёй дзейнасці для росквіту і развіцця Малой радзімы, пачуццё адказнасці і гонару за свой край, гісторыка-культурную і духоўную спадчыну.

Удзельнікі занятка не толькі глыбока пазнаёміліся, але і высветлілі асаблівасці прыроды і гісторыі роднага краю, зразумелі, што з малога складваецца вялікае – наша вёска частка вялікай рэспублікі, якая называецца Беларусь

У інфармацыйным блоку “Адкуль пайшлі мае карані” вучні расказалі пра гісторыю сваёй сям’і, традыцыі, абрады і звычаі, якія перадаюцца з пакалення ў пакаленне. У дадзеным блоку вучні расказалі пра паходжанне свайго прозвішча. У некаторых яно звязана з родам заняткаў далёкіх продкаў. Не абмінулі ўвагай і тэму Вялікай Айчыннай вайны, якая закранула кожную сям’ю.

У інфармацыйным блоку “Мінулае заве” вучні пазнаёміліся, як выглядала родная вёсачка дзясяткі гадоў таму: што стаяла на месцы сучаснай крамы, як выглядалі вуліцы, як апраналіся людзі, якімі былі вясковыя традыцыі і мерапрыемствы… На класнай гадзіне вучні адправіліся ў віртуальнае падарожжа па мінулым вёскі (прагляд прэзентацыі, відэаролікаў і фотаальбомаў). Па выніках віртуальнай экскурсіі была праведзена віктарына “Мая вёсачка”. Трэба адзначыць, што на класнай гадзіне адбылася не толькі віртуальная экскурсія. У нашай установе адукацыі ёсць этнаграфічны куток. Вучні наведалі гэтае месца і пазнаёміліся з прадметамі побыту нашых продкаў.

 У інфармацыйным блоку “Атвержычы сучасныя” дзеці расказвалі пра сучаснае жыццё вёскі, чым яна знакаміта за сваімі межамі. Вучні дзяліліся сваімі ўражаннямі аб любімых мясцінах у вёсцы. Таксама вучні расказалі, што яны робяць для таго, каб іх Малая радзіма квітнела, была чыстай і прыгожай, як яны ўшаноўваюць памяць аб загінуўшых у гады Вялікай Айчыннай вайны земляках.

Закончылася сустрэча ў рамках праекта цёплымі словамі беларускага паэта Сяргея Грахоўскага: “… Жыві, шукай, усё рабі як след, каб на Радзіме твой свяціўся след…”

     

     

     

свернуть

Я родным краем ганаруся і ведаю — я не адзін

22.12.2020

22 декабря 2020 состоялся единый день информирования для учащихся VIII-IX классов в рамках информационно-образовательного проекта ШАГ. Тема единого дня информирования «Я родным краем ганаруся і ведаю — я не адзін».

В рамках мероприятия учащиеся обсуждали достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни, в том числе достижения за 2018–2020 гг., прошедшие в Беларуси под знаком Года малой родины.В целях визуализации данной информации ребятам был продемонстрирован видеоролик.

В ходе мероприятия учащиеся определили, что такое Родина, и что означает это понятие для каждого из них. А также каких успехов достиг их населенный пункт за 2018–2020 годы.

Итогом совместного обсуждения достижений малой родины стал ответ на следующие вопрос: «Какие социальные роли я выполняю и что могу сделать для своего родного края?»

 

 

 

свернуть

Активный – значит ответственный

24.09.2020

  24 сентября 2020 года в нашей школе прошел единый день информирования «ШАГ» для учащихся 8-9 классов на тему «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность», в ходе обсуждения которой ребята познакомились с содержанием статей конституции, административного и уголовного кодексов, касающихся ответственности несовершеннолетних.

     В ходе обсуждения полученной информации, ребята подтвердили, что тема сегодняшней встречи для них актуальна и, что каждый гражданин нашей страны, в том числе и несовершеннолетний, обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относится к окружающей среде, всем видам собственности. Наибольшую активность в обсуждении обязанностей граждан проявила ученица 9 класса Костюк Екатерина.

    Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение наступает юридическая ответственность. Никто не может быть освобождён от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц.

    Быть гражданином – значит любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать ее богатства.

 

 

свернуть

Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность

26.11.2020

26 ноября 2020 года учащиеся Отвержичской базовой  школы приняли участие в едином дне информирования по теме  

«Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность»

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Класный руководитель 8 класса Яхновец Николай Антонович познакомил  с содержанием информационных блоков:

-Мы в современном мире информации;

-Информационная безопасность несовершеннолетних в Республике Беларусь: правовые и социальные аспекты.

 

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Блок «Мы в современном мире информации»

Костюк Екатерина проинформировала, что средства массовой информации представляют собой один из важнейших институтов современного общества, так как непосредственно влияют на формирование и эволюцию общественного сознания.

За последние годы информационное пространство кардинальным образом изменилось. Ведущую роль стала играть сеть Интернет, которая выступает основным каналом для получения новостей и пространством для общения, особенно для подрастающего поколения.

Блок «Информационная безопасность несовершеннолетних в Республике Беларусь: правовые и социальные аспекты»

Учащиеся отметили, что необходимо понимать, что средства массовой информации и коммуникации обеспечивают комплексное видение мира, включающее психологические, нравственные, эстетические и политические аспекты. При этом полученное нами из медиа представление о мире и настоящий мир могут не совпадать, то есть медиа создают, можно сказать, живую иллюзию, особый мир. Поэтому, взаимодействуя с любым медиатекстом, человек должен задавать себе следующие вопросы: Кто создал этот медиатекст? Каким способом? Для кого? С какой целью? Кто может получить от этого медиатекста пользу? Кому он может навредить? О чём не говорится в этом медиатексте, а надо бы знать?

ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»

Симончик Алексей подвел итоги. Учащиеся смогли не только поразмышлять, но и ответить для себя, насколько актуальна для них, оказалась тема сегодняшнего разговора. Почти все участники высказывали своё мнение по поводу просмотренного видеофрагмента.

свернуть