Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Отвержичский учебно-педагогический комплекс ясли-сад базовая школа
Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)
Выбор профессии – задача не из лёгких даже для взрослых людей, обладающих определённой личностной зрелостью. Ещё более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в её решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребёнка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми. Недаром 60% старшеклассников, по результатам проведённого службой занятости анкетирования, хотели бы обсудить свои планы по выбору профессии именно с родителями.
В «Памятке для родителей» представлена информация по каждому из ключевых этапов профессионального выбора и рекомендации родителям, желающим оказать своему ребёнку посильную помощь в решении вопроса «Кем стать?»
1 этап
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.
На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем бы хотел заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребёнка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбранной профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
2 этап
Выбор учебного заведения
Итак, после серьёзных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.
Особого внимания заслуживает вопрос обучения в коммерческих учебных заведениях и обучение на коммерческой основе в государственных учебных заведениях.
Вузы, имеющие государственный статус, существенно много лет и реализуют возможность получения профессионального высшего образования в соответствии с государственным образовательными стандартами.
Абитуриентам негосударственного ВУЗа необходимо выяснить:
- кто является его учредителем;
- какое время ВУЗ существует на рынке образовательных услуг;
- имеет ли ВУЗ лицензию на право ведения образовательной деятельности, которая даёт гарантию, что у ВУЗа есть материально-техническая база и преподавание ведут квалифицированные преподаватели;
- имеет ли ВУЗ государственную аккредитацию, которая означает, что его работу проверяла государственная аттестационная комиссия. Комиссия определяет соответствие содержания, уровня и качества обучения требованиям государственного образовательного стандарта. Свидетельство о государственной аккредитации гарантирует, что, окончив учёбу, студент получит диплом государственного образца.
Негосударственный ВУЗ, имеющий лицензию на право ведения образовательной деятельности, выдаёт диплом государственного образца лишь после того, как учебное заведение сделает 2 выпуска студентов.
3 этап
Поступление в учебное заведение
Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены, окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребёнку в этот важный период?
Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т. п.
Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребёнок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за её исход.
В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребёнка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, следует скорректировать планы?
4 этап
Подготовка будущего профессионала
Итак, необходимый результат достигнут, и ребёнок стал студентом. Начало процесса обучения – это начало самого важного этапа – подготовки будущего профессионала, который должен быть готов выдержать острую конкуренцию за право получения хорошей работы.
Как родители могут помочь ребёнку, ставшему студентом? Необходимо понять, что, обучаясь в учебном заведении, молодой человек в то же время готовится к поиску работы. Как правильно это сделать?
- Оценить свои навыки, способности, сильные стороны.
- Поставить определённую и реальную цель, составить чёткое представление о том, какую работу и на каких условиях он хотел бы иметь.
- Соотнести свои возможности с требованиями на рынке труда по его специальности.
- Подготовить информацию о себе, составить резюме.
- Определить сферы деятельности и предприятия, где может быть подходящая работа.
- Подготовиться к собеседованию с работодателем.
- Осуществлять активный поиск работы.
- Пройти испытательный срок, заключить трудовой контракт, и начать работу в организации.
Помогите, если это возможно, при организации производственной практики. Её роль в ходе обучения бесценна.
К моменту окончания учебного заведения молодой человек должен сформировать чёткие цели поиска работы и представление о том, как они могут быть реализованы, какие дополнительные навыки он должен для этого получить, какие умения развить, какие профессионально важные качества приобрести.
В этом поиске родители – самые надёжные и верные помощники!
Памятка подготовлена при использовании материалов Управления по труду, занятости и социальной защите Столинского райисполкома/
7 ошибок при выборе профессии
В юности перед учащимися встаёт фундаментальная задача – выбор будущей профессии. Фактически, это первое и весьма серьёзное решение выпускников. Как же не потеряться в этом большом и пока неизведанном мире? Предлагаем рейтинг ошибок, наиболее часто допускаемых при выборе профессии.
Выбор за компанию.
Вариант заманчивый, но задумайтесь вот о чём. Во-первых, школьные друзья не всегда остаются таковыми во взрослой жизни. Во-вторых, вам придётся отдать 4-5 лет своей жизни на обучение специальности, которая нравится не вам, а вашему другу. Лучше задайте себе вопрос «Интересна ли мне данная профессия?». Если чувствуете дискомфорт в душе – откажитесь, это не ваше, если спокойствие – можете пробовать. И не бойтесь остаться одни в новой обстановке. В университете вы обязательно найдёте множество знакомых и друзей.
Выбор по совету родителей.
Безусловно, родители – авторитетные и любимые люди для каждого, их мнение нужно уметь слышать и принимать. Однако каждый человек – это отдельная личность со своими интересами и целями. Вы должны помнить, что в юности мы искренни и правдивы. Поговорите с собой. Вы ещё в том возрасте, когда помните, на каком языке говорит душа. А душа определённо знает, что именно для вас будет лучшим и выигрышным вариантом. Доверьтесь себе.
Недостаточная осведомлённость о профессиях.
Не ленитесь посетить с экскурсией университеты и, по возможности, ознакомиться со спецификой различных специальностей. Попробуйте мысленно представить себя на различных рабочих местах. И прислушайтесь к себе. Если у вас появилось чувство одушевления при знакомстве с какой-то профессией – это верный знак, что вы нашли своё.
Ориентация только на престиж профессии.
К примеру, в тренде IT-специалисты. Но это не означает, что всем необходимо поступать на специальности данного профиля. Нужно обращать внимание не на престижность, а на желание работать по той или иной специальности. В любой профессии есть престижные люди, получающие удовольствие от своего выбора и имеющие все блага и ценности. Если вы выберете профессию по душе, успех и престиж придут сами.
Неумение разобраться в своих мотивах, намерениях и возможностях.
Нам легко оценивать других людей, советовать им, как поступить в той или иной ситуации. Однако мы далеко не всегда можем дать дельный совет сами себе. Необходимо попробовать себя в различных направлениях жизнедеятельности, касающихся будущей профессии. Если же самому не удаётся разобраться – стоит обратиться за квалифицированной помощью к психологу.
Увлечение только внешней стороной профессии.
За лёгкостью, с которой актёр создаёт на сцене образ, стоит напряжённый труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации и разговаривают с десятками людей, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение. Постарайтесь узнать больше о будничной стороне, выбранной вами профессии.
Когда Вы ошибаетесь в 16 лет, это не страшно. Любящие люди обязательно подставят вам плечо. Страшно, когда Вы не двигаетесь, а стоите на месте. Ваши неудачи становятся опытом и фундаментом будущего успеха, нужно только уметь извлечь из них правильные уроки. Верьте в себя, и всё получится!
Материал информационного каталога Бар ГУ «Мой университет»
1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере
роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот,
кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на
рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все
новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать
квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что
выбор профессии сейчас, в 10, 12 классе, фатальным образом определит всю
Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас
ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях
деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете
что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях.
Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему
второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования
антикварных ценностей...
2. Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые
важные для общества профессии, занятия считаются недостойными,
неприличными (например: мусорщик). Экономист или психолог ничуть не
более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность
профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и
способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не
приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь
непригодны к выполнению основных рабочих функций...
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не
отстать) Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как
одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень
позитивные особенности ребят Вашего возраста. Они нужны для освоения
норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки.
Поэтому оглядывайтесь на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не
слепо повторяя. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей - и в
чем Вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он
- рискованный человек), Вам эта профессия может не понравиться (Вы ведь
очень осторожны и рассудительны).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной
профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного
вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что Вам
нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если Вас
восхищает душевность физика - это не значит, что Вам нравится физика сама
по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку,
стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста,
артиста. Спортсмены - они не все такие.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной
профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный,
будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще
они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками
людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же,
озвучит другой (диктор на телевидении).
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или
плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется
способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист
международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать,
какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого
лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий.
Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно
указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии).
Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и
литература", "иностранный язык" в школе) может работать и
преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом.
Тем более имейте ввиду, что профессий существует больше, чем школьных
предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии
обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами
(обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на
эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться
одновременно и математика, и география.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального
производства
Во все профессии, и, прежде всего в рабочие, внедряется сложная и
интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется
абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства).
8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах
(склонностях, способностях)
Разобраться в себе Вам помогут профконсультанты, родители, учителя,
товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также
статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имейте ввиду,
что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов,
так и к тому, что пишут в психологических книжках.
Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию
(самонаблюдению, самоанализу), а не выдача Вам готового ответа на вопрос
о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой Вы.
9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков,
существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть Вам противопоказаны, т.к. они
могут ухудшить Ваше состояние здоровья.
Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых
требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем.
Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...
Дни открытых дверей (ДОД) - ежегодно проводимые ВУЗами
мероприятия, цель которых - привлечь абитуриентов в ВУЗ, ответить на все
вопросы касательно условий поступления в ВУЗ, направлений обучения и
т.д. Такое название "День открытых дверей" получил потому, что обычно
при входе в учебные и лабораторные корпуса Институтов и Университетов у
Вас спросят документ - студенческий билет, удостоверение аспиранта. А в
ДОД в здание учебного заведения может войти любой. Желанными гостями
являются старшеклассники и их родители.
ЗАЧЕМ?
Посещение ДОД может оказаться полезным для решения следующих задач:
1. Получение информации о ВУЗах вообще
(то есть, о том, что предлагает рынок образовательных услуг, и какие
варианты возможны). Если Вы уже выбрали себе специальность (название
профессии), но не знаете, где именно получать образование - выпишите из
справочника ВУЗов те, где есть интересующий Ваш факультет и, ближе к
весне, обзвоните их - узнайте даты проведения ДОД. А затем устраивайте
"чес" по дням открытых дверей. Если цель Вашего посещения -
ознакомительная, не обращайте слишком много внимания на детали типа
"документы, требуемые для поступления", а сконцентрируйтесь лучше на
том, какие кафедры есть на факультете, какие специализации, и куда
устраиваются работать выпускники. Обращайте внимание и на "общее
впечатление" от ВУЗа.
2. Проверка варианта
Предположим, что Вам понравился ВУЗ - и его описание в справочнике, и
звонок в приемную комиссию Вас вдохновил, и даже сайт в Интернете
демонстрирует серьезность ВУЗа и его высокий уровень. В таком случае,
имеет смысл прийти на ДОД с тем, чтобы повнимательнее присмотреться к
потенциальной альма-матер. В итоге посещения 2-3 ДОД Вам будет
необходимо сделать окончательный выбор в пользу одного из двух вариантов
(оставьте, на всякий случай, еще один "рабочий" - вдруг передумаете). Так
что подойдите к ДОД как к источнику исчерпывающей информации,
необходимой для принятия решения. Составьте таблицу, в которую впишите
условия поступления, где работают выпускники, размер ВУЗа и
предполагаемые затраты на обучение, конкурс и т.п. Потом впишете в эту
таблицу данные по другим ВУЗам, ДОД которых Вы посетите. Таблица
должна быть максимально подробной, так что на ДОД лучше ее вообще не
убирать и записывать все, что встречается на пути. Вечером, после
посещения, заполните графу "личные впечатления" (как записали бы в
дневнике впечатления о прожитом дне). Это поможет потом восстановить в
памяти образ Университета. Кстати, некоторые вещи мы не можем объяснить
рационально - но чувствуем интуитивно. Так что, если уж почувствуете "что-то не то" (вроде, и ВУЗ приличный, но не нравится он мне, не лежит к нему
душа) - поищите что-нибудь другое, доверяйте своей интуиции.
3. Получение конкретной информации об условиях поступления
Хоть Вы и решили поступать именно в Университет еще в 6 классе и знаете о
нем все - на ДОД все равно стоит сходить. За свежей информацией. Ведь
условия поступления (перечень вступительных экзаменов, даты и порядок их
проведения) могут измениться. Могут появиться новые специализации и
факультеты, ВУЗ может переехать. Чтобы быть готовым к неожиданностям,
аккуратно запишите информацию, касающуюся текущего года - и бегите
готовиться: Тем более, что репетитора своего Вы нашли как раз на том же
ДОД (туда приходят обычно преподаватели-репетиторы,
специализирующиеся как .раз на подготовке к поступлению в этот ВУЗ, на
этот факультет).
КОГДА?
ДОД проходит обычно 1-3 раза в год. Каждый ВУЗ определяет свою дату
проведения ДОД. Причем, большие университеты проводят как общий ДОД
(или просто общее собрание), так и факультетские. Факультетские ДОД
проходят не в один день, а в разные - чтобы абитуриенты, еще не
определившиеся с выбором факультета, могли сходить на разные.
Практически всегда ДОД проходит в воскресенье: нет занятий (то есть,
студентов), да и родители с абитуриентами не на работе и не в школе.
ЧТО МЕНЯ ЖДЕТ?
Пертый этап ДОД обычно проводится в актовых, конференц-залах и холлах.
На сцене или возвышении располагаются столы, микрофон. Присутствуют
обычно ректор ВУЗа, декан факультета, председатель приемной комиссии,
зам. по учебной работе и т.п. Они выступают: о системе образования в
данном ВУзе (например, каковы ступени обучения - специалист, бакалавр,
магистр), о правилах приема в данном учебном году. О факультетах и
специализациях. Рассказывают (или показывают слайды, или видео) о ВУЗе -
как много студентов учится, как много денег потрачено в текущем году на
приобретение мебели и компьютеров, как хорошо устраиваются выпускники
(и куда). Могут коснуться и краткой характеристики учебной программы
(например, как много практикумов, есть ли летняя практика - такая бывает на
специальностях типа "биолог", "геолог", есть ли производственная практика
и где). По окончании этой, общей части предлагается задать вопросы.
Вот какие вопросы можно задать:
1. Проходит ли государственную аттестацию Ваш университет?
2. Какой в прошлом году был конкурс?
3. Как обстоят дела с военной кафедрой и отсрочкой от армии?
4.Есть ли у университета общежитие и предоставляется ли оно жителям
переферии?
5.Какова оплата за общежитие? 6.Предоставляется ли общежитие на время учебы на подготовительных
курсах?
7.Каков процент поступления на бюджетные места абитуриентов,
окончивших подготовительные курсы?
8.Будут ли выпускные тесты на курсах засчитываться как вступительные
экзамены?
9.Можно ли подать документы на несколько специальностей?
10.Возможно ли обучение на двух факультетах одновременно?
11.Какие предметы сдают на вступительных экзаменах медалисты?
12.Учитываются ли результаты централизованного тестирования и на какие
факультеты?
13.Какое среднее специальное образование считается профильным.
Учитывается ли оно при поступлении и учитывается ли стаж работы?
14.Есть ли распределение по окончании университета?
15.С какими фирмами университет сотрудничает в плане трудоустройства
выпускников?
16.Можно ли получить в вашем университете второе высшее образование
17.Платное ли второе образование?
18.Сколько стоит второе высшее образование?
19.Сколько студентов обучается на платной основе?
20.Можно ли в процессе обучения перевестись с платной формы обучения на
бесплатную?
21.При нехватке баллов при поступлении в университет можно ли поступить
в техникум или другие ВУЗы?
22.Возможен ли переход с факультета на факультет во время обучения?
23.Можно ли перевестись в ваш университет из другого ВУЗа?
24.Можно ли перевестись с вечерней формы обучения на дневную?
Вопросов можно задать еще столько же, лучше вообще заранее
подготовить их на отдельном листочке и передать на сцену.
Консультации по условиям приема и организации вступительных
экзаменов в Университет (более подробные) обычно осуществляются уже в
помещении приемной комиссии. Однако, председатель Приемной комиссии
вполне может выйти на сцену и, вслед за общей частью, рассказать о
поступлении и ответить на вопросы. Внимательно записывайте все даты и
названия, потому что ошибка в такой информации может стоить дорогого.
Теперь абитуриенты и их родители разбредаются из конференц-зала по
зданию учебного заведения. Возле кафедр их обычно поджидают стендовые
доклады и выступления преподавателей, которые рассказывают о
специальности или специализации, всячески ее расхваливают и даже
формируют экскурсионные группы - для желающих пройтись по
лабораториям, посетить опытный заводик, дендрариум или издательство при
какой-нибудь из кафедр. Здесь Вам расскажут о приоритетных направлениях
научных исследований, о новейших достижениях и последних разработках, а
также покажут внушительный список выпускников кафедры, работающих в
самых престижных организациях. ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ?
Помимо ручки и блокнота (право, вместо толстой тетради удобно
использовать небольшую записную книжку - она мобильнее), возьмите с
собой денег. Очень часто в вестибюле здания в ДОД разворачиваются
полевые палатки с литературой для поступающих -как с информацией о
ВУЗе, так и с пособиями для подготовки к сдаче экзаменов. Тут же стены и
стенды пестреют объявлениями об услугах репетиторов. Оторвите аккуратно
бумажную полоску с телефоном и сложите ее в отдельный прозрачный
"файл", принесенный с собой специально для этих целей. Бумажные язычки,
засунутые в карман, имеют обыкновение теряться.
Тут же предлагают свои услуги отделения довузовской подготовки,
подготовительные курсы, профилированные школы. Запишите и их
координаты (все существующие предложения), испытывая наибольшее
доверие к факультетским подготовительным курсам: все-таки, специфику
программы там дают лучше всего, да и преподаватели будут на экзаменах те
же.
Кстати, если ДОД в интересующих Вас ВУЗах проводятся в один день - не
пытайтесь погнаться за двумя зайцами: только запыхаетесь, а важную
информацию потеряете и тут, и там. Лучше скооперируйтесь с друзьями,
одноклассниками, - и поделите "сферы влияния". Кстати, записывая
информацию "для другого" Вы будете более аккуратны и подробны, что в
конечном счете принесет пользу Вам самому.