Профориентация

Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)

Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)

Выбор профессии – задача не из лёгких даже для взрослых людей, обладающих определённой личностной зрелостью. Ещё более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в её решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребёнка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми. Недаром 60% старшеклассников, по результатам проведённого службой занятости анкетирования, хотели бы обсудить свои планы по выбору профессии именно с родителями.

В «Памятке для родителей» представлена информация по каждому из ключевых этапов профессионального выбора и рекомендации родителям, желающим оказать своему ребёнку посильную помощь в решении вопроса «Кем стать?»

 

1 этап

Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:

 

Первый фактор – «Хочу»

Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем бы хотел заниматься каждый день.

 

Второй фактор – «Могу»

Познакомить ребёнка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбранной профессии.

 

Третий фактор – «Надо»

Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.

  1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
  2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
  3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
  4. Продумайте вместе с ребёнком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

 

2 этап

Выбор учебного заведения

Итак, после серьёзных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.

Особого внимания заслуживает вопрос обучения в коммерческих учебных заведениях и обучение на коммерческой основе в государственных учебных заведениях.

Вузы, имеющие государственный статус, существенно много лет и реализуют возможность получения профессионального высшего образования в соответствии с государственным образовательными стандартами.

Абитуриентам негосударственного ВУЗа необходимо выяснить:

- кто является его учредителем;

- какое время ВУЗ существует на рынке образовательных услуг;

- имеет ли ВУЗ лицензию на право ведения образовательной деятельности, которая даёт гарантию, что у ВУЗа есть материально-техническая база и преподавание ведут квалифицированные преподаватели;

- имеет ли ВУЗ государственную аккредитацию, которая означает, что его работу проверяла государственная аттестационная комиссия. Комиссия определяет соответствие содержания, уровня и качества обучения требованиям государственного образовательного стандарта. Свидетельство о государственной аккредитации гарантирует, что, окончив учёбу, студент получит диплом государственного образца.

Негосударственный ВУЗ, имеющий лицензию на право ведения образовательной деятельности, выдаёт диплом государственного образца лишь после того, как учебное заведение сделает 2 выпуска студентов.

 

3 этап

Поступление в учебное заведение

Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены, окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребёнку в этот важный период?

Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т. п.

Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребёнок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за её исход.

В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребёнка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, следует скорректировать планы?

 

4 этап

Подготовка будущего профессионала

Итак, необходимый результат достигнут, и ребёнок стал студентом. Начало процесса обучения – это начало самого важного этапа – подготовки будущего профессионала, который должен быть готов выдержать острую конкуренцию за право получения хорошей работы.

Как родители могут помочь ребёнку, ставшему студентом? Необходимо понять, что, обучаясь в учебном заведении, молодой человек в то же время готовится к поиску работы. Как правильно это сделать?

- Оценить свои навыки, способности, сильные стороны.

- Поставить определённую и реальную цель, составить чёткое представление о том, какую работу и на каких условиях он хотел бы иметь.

- Соотнести свои возможности с требованиями на рынке труда по его специальности.

- Подготовить информацию о себе, составить резюме.

- Определить сферы деятельности и предприятия, где может быть подходящая работа.

- Подготовиться к собеседованию с работодателем.

- Осуществлять активный поиск работы.

- Пройти испытательный срок, заключить трудовой контракт, и начать работу в организации.

Помогите, если это возможно, при организации производственной практики. Её роль в ходе обучения бесценна.

К моменту окончания учебного заведения молодой человек должен сформировать чёткие цели поиска работы и представление о том, как они могут быть реализованы, какие дополнительные навыки он должен для этого получить, какие умения развить, какие профессионально важные качества приобрести.

В этом поиске родители – самые надёжные и верные помощники!

Памятка подготовлена при использовании материалов Управления по труду, занятости и социальной защите Столинского райисполкома/

 

7 ошибок при выборе профессии

В юности перед учащимися встаёт фундаментальная задача – выбор будущей профессии. Фактически, это первое и весьма серьёзное решение выпускников. Как же не потеряться в этом большом и пока неизведанном мире? Предлагаем рейтинг ошибок, наиболее часто допускаемых при выборе профессии.

Выбор за компанию.

Вариант заманчивый, но задумайтесь вот о чём. Во-первых, школьные друзья не всегда остаются таковыми во взрослой жизни. Во-вторых, вам придётся отдать 4-5 лет своей жизни на обучение специальности, которая нравится не вам, а вашему другу. Лучше задайте себе вопрос «Интересна ли мне данная профессия?». Если чувствуете дискомфорт в душе – откажитесь, это не ваше, если спокойствие – можете пробовать. И не бойтесь остаться одни в новой обстановке. В университете вы обязательно найдёте множество знакомых и друзей.

Выбор по совету родителей.

Безусловно, родители – авторитетные и любимые люди для каждого, их мнение нужно уметь слышать и принимать. Однако каждый человек – это отдельная личность со своими интересами и целями. Вы должны помнить, что в юности мы искренни и правдивы. Поговорите с собой. Вы ещё в том возрасте, когда помните, на каком языке говорит душа. А душа определённо знает, что именно для вас будет лучшим и выигрышным вариантом. Доверьтесь себе.

Недостаточная осведомлённость о профессиях.

Не ленитесь посетить с экскурсией университеты и, по возможности, ознакомиться со спецификой различных специальностей. Попробуйте мысленно представить себя на различных рабочих местах. И прислушайтесь к себе. Если у вас появилось чувство одушевления при знакомстве с какой-то профессией – это верный знак, что вы нашли своё.

Ориентация только на престиж профессии.

К примеру, в тренде IT-специалисты. Но это не означает, что всем необходимо поступать на специальности данного профиля. Нужно обращать внимание не на престижность, а на желание работать по той или иной специальности. В любой профессии есть престижные люди, получающие удовольствие от своего выбора и имеющие все блага и ценности. Если вы выберете профессию по душе, успех и престиж придут сами.

Неумение разобраться в своих мотивах, намерениях и возможностях.

Нам легко оценивать других людей, советовать им, как поступить в той или иной ситуации. Однако мы далеко не всегда можем дать дельный совет сами себе. Необходимо попробовать себя в различных направлениях жизнедеятельности, касающихся будущей профессии. Если же самому не удаётся разобраться – стоит обратиться за квалифицированной помощью к психологу.

Увлечение только внешней стороной профессии.

За лёгкостью, с которой актёр создаёт на сцене образ, стоит напряжённый труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации и разговаривают с десятками людей, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение. Постарайтесь узнать больше о будничной стороне, выбранной вами профессии.

Когда Вы ошибаетесь в 16 лет, это не страшно. Любящие люди обязательно подставят вам плечо. Страшно, когда Вы не двигаетесь, а стоите на месте. Ваши неудачи становятся опытом и фундаментом будущего успеха, нужно только уметь извлечь из них правильные уроки. Верьте в себя, и всё получится!

Материал информационного каталога Бар ГУ «Мой университет»

свернуть

Как выбрать профессию - для начинающих

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.
Если это так, то ты – счастливчик, потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен, - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека.
Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа, колледжа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками.
И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).
Существует формула выбора профессии, которая в общем виде показывает, как сделать оптимальный выбор.
Формула выбора профессии
Семь шагов к взвешенному решению
1.     СОСТАВИТЬ СПИСОК ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ.
Составьте список своих требований:
выбираемая профессия и будущий род занятий;
выбираемая профессия и жизненные ценности;
выбираемая профессия и жизненные цели;
выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
желательный уровень профессиональной подготовки;
выбираемая профессия и мои склонности и способности;
желательные содержание, характер и условия работы.
3. ОПРЕДЕЛИТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ТРЕБОВАНИЯ.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4.     ОЦЕНИТЬ СВОЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КАЖДОЙ ИЗ ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. ПОДСЧИТАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6.     ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К УСПЕХУ.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Выбор профессии - непростое дело, здесь есть свои правила, а случаются и ошибки.
Калейдоскоп профессий
Что же такое профессия? Профессией объединены все люди, занятые данным видом труда. Люди одной профессии имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни. Другой смысл слова "профессия" - "система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку". Говорят: "Он овладел профессией", "У него есть профессия". Профессией также называют разновидность деятельности (то же, что и работа). Наконец, профессией можно назвать необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития.
Есть еще понятие "специальность". По значению оно близко к понятию "профессия" и соответствует разновидностям областей труда в пределах профессий. Например, ты не встретишь ведь "учителя вообще". Это будет или учитель математики, или географии и т.д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач - педиатр, хирург- стоматолог…, юрист - адвокат, прокуро- нотариус…, слесарь - слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик - слесарь механик ... и т.д.
Мир профессий изменчив.
Люди создают новые профессии, объединяют, разъединяют или устраняют старые.
В зависимости от предмета труда все профессии условно подразделяются на пять типов:
"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"
Здесь главный, ведущий предмет труда - природа.
Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий этого типа можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должен иметь и психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...
Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же, главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.
При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.
И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
"Ч Е Л О В Е К - Т Е Х Н И К А"
Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др. 
Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но, все же, ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.
Среди профессий этого типа можно выделить:
профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"
Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
профессии, связанные с информационным обслуживанием;
профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
потребность в общении,
способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
умение находить общий язык с разными людьми, гибкость
"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"
 Здесь главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Профессии: программист, архитектор проекта, бизнес-архитектор, переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка и др.
Профессии этого типа включают:
профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем. 
"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й   О Б Р А З"
Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ и способы его реализации.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник…
Профессии этого типа включают:
профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Одна из особенностей профессий типа "человек - художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
 В действительности, это – условное деление по типам профессий.
Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда). Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию, может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.
свернуть

Ошибки при выборе профессии

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному 
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере 
роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, 
кто  хорошо  прошел  начальные  ступени.  Проанализируйте  ситуацию  на 
рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все 
новые профессии. Будьте  готовы к  тому, что придется регулярно повышать 
квалификацию,  осваивать  смежные  специальности.  Не  бойтесь  того,  что 
выбор профессии сейчас, в 10, 12 классе, фатальным образом определит всю 
Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас 
ценным  специалистом,  востребованным  в  междисциплинарных  областях 
деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете 
что-то  более  привлекательное,  пригодится  в  неожиданных  ситуациях. 
Например,  первое  образование  искусствоведа  поможет  юристу  по  своему 
второму  образованию  разобраться  в  сложных  вопросах  наследования 
антикварных ценностей... 
 
2. Бытующие мнения о престижности профессии  
В  отношении  профессии  предрассудки  проявляются  в  том,  что  некоторые 
важные  для  общества  профессии,  занятия  считаются  недостойными, 
неприличными  (например:  мусорщик).  Экономист  или  психолог  ничуть  не 
более  полезен  для  общества,  чем  химик  или  слесарь.  Престижность 
профессии  должна  учитываться  -  но  после  учета  Ваших  интересов  и 
способностей.  Иначе  будете  владеть  (если  будете)  "модной",  но  не 
приносящей  удовольствия  специальностью.  Или,  чего  доброго,  окажетесь 
непригодны к выполнению основных рабочих функций... 
 
3. Выбор  профессии  под  влиянием  товарищей  (за  компанию,  чтобы  не 
отстать) Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как 
одежду  и  обувь.  Чувство  группы,  ориентация  на  сверстников  -  очень 
позитивные  особенности  ребят  Вашего  возраста. Они  нужны  для  освоения 
норм  поведения  в  обществе,  формирования  образа  "Я"  и  самооценки. 
Поэтому  оглядывайтесь  на  других,  СРАВНИВАЯ  (себя  с  друзьями),  а  не 
слепо повторяя. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей  - и в 
чем Вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он 
- рискованный человек), Вам эта профессия может не понравиться (Вы ведь 
очень осторожны и рассудительны). 
 
4.  Перенос  отношения  к  человеку,  представителю  той  или  иной 
профессии, на саму профессию 
При  выборе  профессии  надо  учитывать  прежде  всего  особенности  данного 
вида  деятельности,  а  не  выбирать  профессию  только  потому,  что  Вам 
нравится  или  не  нравится  человек,  который  занимается  данным  видом деятельности.  Особенно  опасно  очарование  преподавателем  (если  Вас 
восхищает душевность физика - это не значит, что Вам нравится физика сама 
по  себе,  вне  "комплекта").  Кроме  того,  часто  ребята  совершают  ошибку, 
стараясь  получить  профессию  кумира  -  спортсмена,  политика, журналиста, 
артиста. Спортсмены - они не все такие. 
 
5.  Увлечение  только  внешней  или  какой-нибудь  частной  стороной 
профессии  
За  легкостью,  с  которой  актер  создает  на  сцене  образ,  стоит  напряженный, 
будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще 
они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками 
людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, 
озвучит другой (диктор на телевидении). 
 
6.  Отождествление  школьного  учебного  предмета  с  профессией  или 
плохое различение этих понятий 
Есть  такой  предмет,  как  иностранный  язык,  а  профессий,  где  требуется 
способность  к  языку  много  -  переводчик,  экскурсовод,  телефонист 
международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, 
какие  реальные  занятия  и  профессии  за  этим  предметом  стоят.  Для  этого 
лучше  всего  не  просто  изучить  профессиограммы  или  словари  профессий. 
Стоит  проанализировать  газеты  с  вакансиями  на  бирже  труда  (там  обычно 
указывается,  какое  образование  требуется  для  конкретной  вакансии). 
Например,  человек  с  лингвистическим  образованием  ("русский  язык  и 
литература",  "иностранный  язык"  в  школе)  может  работать  и 
преподавателем,  и  переводчиком,  и  редактором,  и  серетарем-референтом. 
Тем более имейте ввиду, что профессий существует больше, чем школьных 
предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии 
обычно могут  быть  ассоциированы  с  несколькими школьными  предметами 
(обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на 
эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться 
одновременно и математика, и география. 
 
7. Устарелые  представления  о  характере  труда  в  сфере материального 
производства 
Во  все  профессии,  и,  прежде  всего  в  рабочие,  внедряется  сложная  и 
интересная  техника,  повышается  культура  труда.  (А  компьютер  внедряется 
абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства). 
 
8.  Неумение/  нежелание  разбираться  в  своих  личностных  качествах 
(склонностях, способностях) 
Разобраться  в  себе  Вам  помогут  профконсультанты,  родители,  учителя, 
товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также 
статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имейте ввиду, 
что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам  тестов, 

так  и  к  тому,  что  пишут  в  психологических  книжках. 
Задача  популярных  тестов  -  активизация  деятельности  по  самопознанию 
(самонаблюдению, самоанализу), а не выдача Вам готового ответа на вопрос 
о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой Вы. 
 
9.  Незнание/  недооценка  своих  физических  особенностей,  недостатков, 
существенных при выборе профессии 
Существуют профессии, которые могут быть Вам противопоказаны, т.к. они 
могут ухудшить Ваше состояние здоровья. 
Таких  профессий  немного  и  к  ним  относятся,  в  основном,  те,  в  которых 
требуется  длительное  напряжение  тех  или  иных  физиологических  систем. 
Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце... 

свернуть

Что такое День Открытых Дверей?

Дни  открытых  дверей  (ДОД)  -  ежегодно  проводимые  ВУЗами 
мероприятия, цель которых  - привлечь абитуриентов в ВУЗ, ответить на все 
вопросы  касательно  условий  поступления  в  ВУЗ,  направлений  обучения  и 
т.д.  Такое  название  "День  открытых  дверей"  получил  потому,  что  обычно 
при входе в учебные и лабораторные корпуса Институтов и Университетов у 
Вас  спросят  документ  -  студенческий  билет,  удостоверение  аспиранта. А  в 
ДОД в здание учебного заведения может войти любой. Желанными гостями 
являются старшеклассники и их родители. 
ЗАЧЕМ?  
Посещение ДОД может оказаться полезным для решения следующих задач: 
 
1. Получение информации о ВУЗах вообще 
(то  есть,  о  том,  что  предлагает  рынок  образовательных  услуг,  и  какие 
варианты  возможны).  Если  Вы  уже  выбрали  себе  специальность  (название 
профессии), но  не  знаете,  где  именно  получать  образование  -  выпишите  из 
справочника  ВУЗов  те,  где  есть  интересующий  Ваш  факультет  и,  ближе  к 
весне,  обзвоните  их  -  узнайте  даты  проведения ДОД. А  затем  устраивайте 
"чес"  по  дням  открытых  дверей.  Если  цель  Вашего  посещения  - 
ознакомительная,  не  обращайте  слишком  много  внимания  на  детали  типа 
"документы,  требуемые  для  поступления",  а  сконцентрируйтесь  лучше  на 
том,  какие  кафедры  есть  на  факультете,  какие  специализации,  и  куда 
устраиваются  работать  выпускники.  Обращайте  внимание  и  на  "общее 
впечатление" от ВУЗа. 
 
2. Проверка варианта 
Предположим,  что Вам  понравился ВУЗ  -  и  его  описание  в  справочнике, и 
звонок  в  приемную  комиссию  Вас  вдохновил,  и  даже  сайт  в  Интернете 
демонстрирует  серьезность  ВУЗа  и  его  высокий  уровень.  В  таком  случае, 
имеет смысл прийти на ДОД с тем, чтобы повнимательнее присмотреться к 
потенциальной  альма-матер.  В  итоге  посещения  2-3  ДОД  Вам  будет 
необходимо сделать окончательный выбор в пользу одного из двух вариантов 
(оставьте, на  всякий  случай,  еще  один  "рабочий"  -  вдруг  передумаете). Так 
что  подойдите  к  ДОД  как  к  источнику  исчерпывающей  информации, 
необходимой для принятия решения. Составьте таблицу, в которую впишите 
условия  поступления,  где  работают  выпускники,  размер  ВУЗа  и 
предполагаемые  затраты  на  обучение,  конкурс  и  т.п. Потом  впишете  в  эту 
таблицу  данные  по  другим  ВУЗам,  ДОД  которых  Вы  посетите.  Таблица 
должна быть максимально подробной, так что на ДОД лучше  ее вообще не 
убирать  и  записывать  все,  что  встречается  на  пути.  Вечером,  после 
посещения,  заполните  графу  "личные  впечатления"  (как  записали  бы  в 
дневнике впечатления о прожитом дне). Это поможет потом восстановить в 
памяти образ Университета. Кстати, некоторые вещи мы не можем объяснить 
рационально - но чувствуем интуитивно. Так что, если уж почувствуете "что-то не то" (вроде, и ВУЗ приличный, но не нравится он мне, не лежит к нему 
душа) - поищите что-нибудь другое, доверяйте своей интуиции. 
 
3. Получение конкретной информации об условиях поступления 
Хоть Вы и решили поступать именно в Университет еще в 6 классе и знаете о 
нем  все  -  на  ДОД  все  равно  стоит  сходить.  За  свежей  информацией.  Ведь 
условия поступления (перечень вступительных экзаменов, даты и порядок их 
проведения)  могут  измениться.  Могут  появиться  новые  специализации  и 
факультеты, ВУЗ может переехать. Чтобы быть готовым к неожиданностям, 
аккуратно  запишите  информацию,  касающуюся  текущего  года  -  и  бегите 
готовиться: Тем более,  что  репетитора  своего Вы нашли  как  раз на  том же 
ДОД  (туда  приходят  обычно  преподаватели-репетиторы, 
специализирующиеся  как  .раз на подготовке  к поступлению  в  этот ВУЗ, на 
этот факультет). 
 
КОГДА? 
ДОД  проходит  обычно  1-3  раза  в  год.  Каждый  ВУЗ  определяет  свою  дату 
проведения ДОД. Причем, большие университеты проводят как общий ДОД 
(или  просто  общее  собрание),  так  и  факультетские.  Факультетские  ДОД 
проходят  не  в  один  день,  а  в  разные  -  чтобы  абитуриенты,  еще  не 
определившиеся  с  выбором  факультета,  могли  сходить  на  разные. 
Практически  всегда  ДОД  проходит  в  воскресенье:  нет  занятий  (то  есть, 
студентов), да и родители с абитуриентами не на работе и не в школе. 
ЧТО МЕНЯ ЖДЕТ? 
Пертый этап ДОД обычно проводится в актовых, конференц-залах и холлах. 
На  сцене  или  возвышении  располагаются  столы,  микрофон.  Присутствуют 
обычно  ректор  ВУЗа,  декан  факультета,  председатель  приемной  комиссии, 
зам.  по  учебной  работе  и  т.п.  Они  выступают:  о  системе  образования  в 
данном  ВУзе  (например,  каковы  ступени  обучения  -  специалист,  бакалавр, 
магистр),  о  правилах  приема  в  данном  учебном  году.  О  факультетах  и 
специализациях. Рассказывают (или показывают слайды, или видео) о ВУЗе - 
как много  студентов  учится,  как много денег потрачено  в  текущем  году на 
приобретение мебели и компьютеров, как хорошо устраиваются выпускники 
(и  куда).  Могут  коснуться  и  краткой  характеристики  учебной  программы 
(например, как много практикумов, есть ли летняя практика - такая бывает на 
специальностях типа "биолог", "геолог", есть ли производственная практика 
и где). По окончании этой, общей части предлагается задать вопросы. 
Вот какие вопросы можно задать: 
1. Проходит ли государственную аттестацию Ваш университет? 
2. Какой в прошлом году был конкурс? 
3. Как обстоят дела с военной кафедрой и отсрочкой от армии? 
4.Есть  ли  у  университета  общежитие  и  предоставляется  ли  оно  жителям 
переферии? 
5.Какова оплата за общежитие? 6.Предоставляется  ли  общежитие  на  время  учебы  на  подготовительных 
курсах? 
7.Каков  процент  поступления  на  бюджетные  места  абитуриентов, 
окончивших подготовительные курсы? 
8.Будут  ли  выпускные  тесты  на  курсах  засчитываться  как  вступительные 
экзамены? 
9.Можно ли подать документы на несколько специальностей? 
10.Возможно ли обучение на двух факультетах одновременно? 
11.Какие предметы сдают на вступительных экзаменах медалисты? 
12.Учитываются  ли  результаты  централизованного  тестирования и на  какие 
факультеты? 
13.Какое  среднее  специальное  образование  считается  профильным. 
Учитывается ли оно при поступлении и учитывается ли стаж работы? 
14.Есть ли распределение по окончании университета? 
15.С  какими  фирмами  университет  сотрудничает  в  плане  трудоустройства 
выпускников? 
16.Можно ли получить в вашем университете второе высшее образование 
17.Платное ли второе образование? 
18.Сколько стоит второе высшее образование? 
19.Сколько студентов обучается на платной основе? 
20.Можно ли в процессе обучения перевестись с платной формы обучения на 
бесплатную? 
21.При нехватке баллов при поступлении в университет можно ли поступить 
в техникум или другие ВУЗы? 
22.Возможен ли переход с факультета на факультет во время обучения? 
23.Можно ли перевестись в ваш университет из другого ВУЗа? 
24.Можно ли перевестись с вечерней формы обучения на дневную? 
Вопросов  можно  задать  еще  столько  же,  лучше  вообще  заранее 
подготовить их на отдельном листочке и передать на сцену. 
Консультации  по  условиям  приема  и  организации  вступительных 
экзаменов в Университет  (более подробные) обычно осуществляются уже  в 
помещении приемной  комиссии. Однако, председатель Приемной  комиссии 
вполне  может  выйти  на  сцену  и,  вслед  за  общей  частью,  рассказать  о 
поступлении  и  ответить  на  вопросы.  Внимательно  записывайте  все  даты  и 
названия, потому что ошибка в такой информации может стоить дорогого. 
Теперь абитуриенты и их родители разбредаются из конференц-зала по 
зданию учебного заведения. Возле кафедр их обычно поджидают стендовые 
доклады  и  выступления  преподавателей,  которые  рассказывают  о 
специальности  или  специализации,  всячески  ее  расхваливают  и  даже 
формируют  экскурсионные  группы  -  для  желающих  пройтись  по 
лабораториям, посетить опытный заводик, дендрариум или издательство при 
какой-нибудь из кафедр. Здесь Вам расскажут о приоритетных направлениях 
научных исследований, о новейших достижениях и последних разработках, а 
также покажут внушительный список выпускников кафедры, работающих в 
самых престижных организациях. ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ?  
Помимо  ручки  и  блокнота  (право,  вместо  толстой  тетради  удобно 
использовать  небольшую  записную  книжку  -  она  мобильнее),  возьмите  с 
собой  денег.  Очень  часто  в  вестибюле  здания  в  ДОД  разворачиваются 
полевые  палатки  с  литературой  для  поступающих  -как  с  информацией  о 
ВУЗе, так и с пособиями для подготовки к сдаче экзаменов. Тут же стены и 
стенды пестреют объявлениями об услугах репетиторов. Оторвите аккуратно 
бумажную  полоску  с  телефоном  и  сложите  ее  в  отдельный  прозрачный 
"файл", принесенный с собой специально для этих целей. Бумажные язычки, 
засунутые в карман, имеют обыкновение теряться. 
Тут  же  предлагают  свои  услуги  отделения  довузовской  подготовки, 
подготовительные  курсы,  профилированные  школы.  Запишите  и  их 
координаты  (все  существующие  предложения),  испытывая  наибольшее 
доверие  к  факультетским  подготовительным  курсам:  все-таки,  специфику 
программы там дают лучше всего, да и преподаватели будут на экзаменах те 
же. 
Кстати, если ДОД в интересующих Вас ВУЗах проводятся в один день - не 
пытайтесь погнаться за двумя зайцами: только запыхаетесь, а важную 
информацию потеряете и тут, и там. Лучше скооперируйтесь с друзьями, 
одноклассниками, - и поделите "сферы влияния". Кстати, записывая 
информацию "для другого" Вы будете более аккуратны и подробны, что в 
конечном счете принесет пользу Вам самому. 

свернуть

Учебные заведения г. Столина